Travels & Sketch. Ганна Лаврик: “Создание рисунков про Мир – процесс еще более осмысленный и ресурсозатратный, чем фото. От этого и в разы более интересный”

Останнє інтерв’ю UA-Travels про Travels & Sketch не залишить жодних питань по темі без відповідей! Ми залишили “на солодке” розповідь, що змінить ваше уявлення про малювання у місті, про його цілі і те, що може стати сюжетом для скетчу. Про різні “канали” спілкування зі світом, про подорожі у повсякденності і про те, де знаходиться найцікавіші у світі сюжети для фото та малювання читайте:

 

Ганна Лаврик, архитектор, блогер, urban sketcher

Як ми звикли бачити художника на вулиці: це такій літній чоловік у синій беретці, з величезним мольбертом, що маслом пише шедевр, а потім продає на місцевому «Бродвеї». Або олівцем малює портрет чи шарж сміливця-перехожего десь у туристичному місці. Скетчер – щось новеньке. Чи ні?

Скетчер – явление не новое, но от типа в синем берете отличается.

Художник, обычно, пишет картину, которую потом продаст, повесит в галерее или спрячет в чулан. Может закончить ее сразу, может вернуться позже, может писать годами. Скетчер делает быстрые зарисовки здесь и сейчас – начинает и заканчивает тут же на местности. Как правило, собирает их в скетчбук (но не обязательно, отдельные листы тоже могут быть). Ключевой момент – это рассказывание историй с помощью картинок. Причем истории не воображаемые или придуманные сюжеты, а реальные наблюдения из повседневной жизни. Скетчер изображает то, свидетелем чему является.

Можно нарисовать утренний кофе, вид из окна, поездку в метро, очередь к стоматологу, родной город, отпуск в Турции, аэропорт, пляж, древнюю крепость. Диапазон сюжетов зависит от того или насколько жизнь у скетчера интересная, или насколько он искусный рассказчик.  Темы могут быть банальнейшими, что никак не определяет ценность скетча или скетчинга вообще. Это художнику важен «глубокий замысел» 🙂

Скетчер не обязательно художник. Это просто человек со своим блокнотом историй, которые, может быть, никому больше не нужны и никуда дальше и не пойдут, а останутся как сувенир, фотоальбом на память, только гораздо более интимный.

«Неновость» скетчинга в том, что всегда были люди, которые в той или иной форме делали то же самое и раньше, только называлось это иначе. Например, архитекторы, дизайнеры среды. Они, кстати, очень органично вплелись в скетчевую тусовку и заняли в ней лидирующие позиции)).

Малювання у публічному просторі – це завжди комунікація. З перехожими, з місцевими та іншими туристами, з дорослими та дітьми. Комусь це подобається, комусь не дуже, але це напевно цікавий досвід знайомств, які не відбулися б за інших обставин. Як мешканці різних міст реагують на людину, що малює у місті? Де, на твою думку, «мандрівнику-з-блокнотом-та-олівцем» комфортніше за все?

Особо волнительных знакомств за рисованием сейчас не вспомню, но в целом, блокнот в руках – это всегда повод начать с кем-то разговор и сразу не «о погоде» 🙂 Мне с блокнотом комфортно везде. Это моя суперсила, мой акваланг, спасательный жилет, делающий из меня рыбу в любой воде.

Думаю, что выскажу популярное мнение: приятней коммуницировать рисующему с социумом за границей, за пределами СНГ. У нас, чем крупнее город, тем спокойнее окружающие реагируют на инаковость и чем человек занимается.

Если исключить случаи нездорового хамства, то в большинстве своем люди – зеркало твоего же настроения, или поведения, или позы. Хочешь завязать знакомство – завяжешь, боишься нарваться на грубость – нарвешься. О чем больше всего думаешь, так скорей всего и случится.

У меня сильна репутация «кафешечного скетчера» и любителя злачных мест. Поэтому баристы часто знают мое «какобычно», могут угостить чашечкой кофе или устроить еще какой-нибудь обмен реверансами ;)) С компанией близких друзей мы практикуем скетч-гедонизм: отдаем должное заведению, в которое пришли, наслаждаемся едой, напитками, делимся своими впечатлениями и скетчами в социальных сетях. Всем хорошо: читателям всегда любопытно, где найти такую особенную ручку, блокнот и интересный интерьер, – и они получают ответ на свой вопрос 🙂 А заведениям интересна новая аудитория и регулярные поклонники.

Скетчер часто выступает в роли популяризатора.

В тебе популярний інстраграм, який нещодавно змінив ім’я на sketch_a_way, а починався з травел-фото.  Зараз мандрами та фото нікого не здивуєш, їх не так цікаво що робити, що роздивлятися, ніж раніше. Нам потрібні інші засоби взаємодії з Всесвітом, розкажи про свій шлях? 

Инстаграм начинался безыдейно с середины пьесы 🙂 Я много переезжала или жила на несколько городов параллельно, гораздо больше, чем путешествовала в плане туризма. Сменила 8 городов на территории Украины (раз уж сообщество посвящено нашей родной географии, поделюсь такой статистикой), в 6 из них жила от полутора лет и более. Пустых страниц для прописки в паспорте больше нет :))

Правда, все города были крупные туристические и культурные центры, вероятно поэтому мои паблики в интернете производят впечатление перманентного тревела 🙂

Публиковать в инстаграм я начала фрагменты жизни начиная с 2014. Впечатления, открытия, наблюдения. Скетчи заполняли паузы в дороге: ждешь транспорт, клиента в кафе, релаксируешь между встречами, задачами на день, отдыхаешь в выходной. Аппетит приходит в процессе – блокнот стал жить в сумке почти всегда. Коллекция скетчей росла.

Я не могу сказать, что, когда делаю снимок и нажимаю на кнопку в камере, делаю это бестолково и не думая, но все же создание рисунков про Мир – процесс еще более осмысленный и ресурсозатратный, чем фото. От этого и в разы более интересный. Для того, кто такую склонность или страсть имеет, во всяком случае, – высказываться через перо и бумагу.

Вспомните этно-экспедиции Лебедева, когда каждый член команды ведет дневник поездки в своем духе: один стихи пишет об увиденном, другой кухню исследует, третий видео снимает, четвертый рисует, и т.д. У каждого человека есть какой-то свой «сильный канал», через который ему удобней мир «переваривать».

Я про свой канал знаю давно, и в какой-то момент решила им не пренебрегать 🙂

Які в тебе улюблені місця, сюжети, матеріали для малювання під час подорожі?

В повседневной жизни я не ищу, куда пойти ради скетча, я просто беру блокнот с собою в жизнь, туда, куда направляюсь провести время с друзьями, семьей, в одиночку. И в путешествия, конечно, т.к. это такие отрезки жизни, когда впечатления валят на тебя с неистовой силой.

Относительно сюжетов проще сразу сказать, что я не люблю – пасторальные пейзажи, где только земля, вода, деревья, линия горизонта или, еще чего доброго, закат 🙂 Я люблю рисовать техногенную среду, рукотворную и человека в ней. Я так полагаю, мой мозг уже просто не мыслит мира без пересекающихся под прямым углом линий)) Т.е. на природе, скорей всего, я буду просто отдыхать, глядя в даль, или искать свой интерес в мелких бионических формах: рисовать цветок, шишку, фактуру, замысловатый ствол дерева и т.п. Но только не пейзаж с лебедями, это вряд ли.

Мой базовый набор инструментов – черная шариковая ручка и несколько линеров разной толщины. Белый маркер, если хочется более громкого контраста. Иногда в качестве акцентов может появиться акварель или фломастеры, но я больше график, не живописец. Появление цвета в моих работах – это крайний случай, бонус, если успеется, но совсем не обязательный пункт.

Бумага любая, блокнот. Больше всего из бумаги в ходу у меня крафт – такая коричневая, упаковочная, в которую раньше и продукты в гастрономе заворачивали, и пакетики в закусочных, типа Макдональдса, дают на вынос. Я люблю ее за приятный теплый чайный цвет, цвет сепии и ощущение чего-то не из современности. В ней есть романтика, ностальгия и одновременно это треш, мусор, который не стоит практически ничего. Рисование на ней может быть окультуренным перефразом утверждения: если правда художник, то и на туалетной бумаге рисовать сможешь, и на салфетках. На салфетках рисую тоже, пожалуйста. Наверно, где-то в душе мне нужен хотя бы символический протест против нарастающего потребительства современного мира.

Що обов’язково треба знати, уміти, мати на увазі тому, хто лише мріє поки що про швидке малювання у подорожі? 

Уметь быть открытым в меру своего темперамента (сказал интроверт с тридцатилетним стажем). Открытость рождает внимательность: к окружению, к людям, к себе, в конце концов. Умение присматриваться и прислушиваться.

Урбанскетчинг – это рассказывание историй в картинках. Рассказывать можно на разных языках: русском, болгарском, удмуртском… Много в мире сложных, не понятных, не знакомых языков, а в рисовании их еще больше – у каждого художника свой.

Нужно это понимать и быть готовым, что тебя поймут не все, но это абсолютно не повод свою историю не рассказывать и лишать себя шанса и удовольствия встретить кого-то на похожей волне.

При желании язык, как и голос, можно тренировать, оттачивать – графические сольфеджио, распевки, тренировки, сегодня частушку спели, завтра оперу смогли. А может так и остались поклонником только частушек, но научились их петь так, что закачаешься!

Якщо б існував путівник для скетчера, що б у ньому обов’язково було?

Первым пунктом в путеводителе любого скетчера должен быть его дом – родной город. Человек, который не может рассмотреть красоту и не находит что рассказать о месте, где он проводит большую часть жизни и из путешествия привозит довольно «истертые сюжеты» – виды, которые намозолили глаза с почтовых карточек и популярных страниц в интернете.

Вот из этой обязательной точки на карте уже и можно нарезать круги любого диаметра, докуда ноги дотянутся, делая свою жизнь интересней и свой внутренний опыт богаче 🙂 А урбанскетчинг – это не про поиск экзотики где-то далеко, это про внимательность каждый день, где бы ты ни был.

Travels & Sketch. Ганна Лаврик: “Создание рисунков про Мир – процесс еще более осмысленный и ресурсозатратный, чем фото. От этого и в разы более интересный” обновлено: Грудень 1, 2017 автором: Patteran

Залишити відповідь