Останнє інтерв’ю UA-Travels про Travels & Sketch не залишить жодних питань з теми без відповідей! Ми залишили «на солодке» розповідь, що змінить ваше уявлення про малювання в місті, про його цілі й те, що може стати сюжетом для скетчу. Про різні «канали» спілкування зі світом, про подорожі в повсякденності і про те, де знаходяться найцікавіші у світі сюжети для фото та малювання читайте:
Ганна Лаврик, архитектор, блогер, urban sketcher
Як ми звикли бачити художника на вулиці: це такій літній чоловік у синій беретці, з величезним мольбертом, що маслом пише шедевр, а потім продає на місцевому «Бродвеї». Або олівцем малює портрет чи шарж сміливця-перехожего десь у туристичному місці. Скетчер — щось новеньке. Чи ні?
Скетчер — явление не новое, но от типа в синем берете отличается.
Художник обычно пишет картину, которую потом продаст, повесит в галерее или спрячет в чулан. Может закончить ее сразу, может вернуться позже, может писать годами. Скетчер делает быстрые зарисовки здесь и сейчас — начинает и заканчивает тут же на местности. Как правило, собирает их в скетчбук (но не обязательно, отдельные листы тоже могут быть). Ключевой момент — это рассказывание историй с помощью картинок. Причем истории не воображаемые или придуманные сюжеты, а реальные наблюдения из повседневной жизни. Скетчер изображает то, свидетелем чему является.
Можно нарисовать утренний кофе, вид из окна, поездку в метро, очередь к стоматологу, родной город, отпуск в Турции, аэропорт, пляж, древнюю крепость. Диапазон сюжетов зависит или от того, насколько жизнь у скетчера интересная, или от того, насколько он искусный рассказчик. Темы могут быть банальнейшими, что никак не определяет ценность скетча или скетчинга вообще. Это художнику важен «глубокий замысел» 🙂
Скетчер не обязательно художник. Это просто человек со своим блокнотом историй, которые, может быть, никому больше не нужны и никуда дальше и не пойдут, а останутся как сувенир, фотоальбом на память, только гораздо более интимный.
«Неновость» скетчинга в том, что всегда были люди, которые в той или иной форме делали то же самое и раньше, только называлось это иначе. Например, архитекторы, дизайнеры среды. Они, кстати, очень органично вплелись в скетчевую тусовку и заняли в ней лидирующие позиции))
Малювання в публічному просторі — це завжди комунікація. Із перехожими, з місцевими та іншими туристами, з дорослими та дітьми. Комусь це подобається, комусь не дуже, але це, напевне, цікавий досвід знайомств, які не відбулися б за інших обставин. Як мешканці різних міст реагують на людину, що малює в місті? Де, на твою думку, «мандрівнику-з-блокнотом-та-олівцем» комфортніше за все?
Особо волнительных знакомств за рисованием сейчас не вспомню, но в целом блокнот в руках — это всегда повод начать с кем-то разговор и сразу не «о погоде» 🙂 Мне с блокнотом комфортно везде. Это моя суперсила, мой акваланг, спасательный жилет, делающий из меня рыбу в любой воде.
Думаю, что выскажу популярное мнение: приятней коммуницировать рисующему с социумом за границей, за пределами СНГ. У нас чем крупнее город, тем спокойнее окружающие реагируют на инаковость и то, чем человек занимается.
Если исключить случаи нездорового хамства, то в большинстве своем люди — зеркало твоего же настроения, или поведения, или позы. Хочешь завязать знакомство — завяжешь, боишься нарваться на грубость — нарвешься. О чем больше всего думаешь, так скорей всего и случится.
У меня сильна репутация «кафешечного скетчера» и любителя злачных мест. Поэтому бариста часто знают мое «какобычно», могут угостить чашечкой кофе или устроить еще какой-нибудь обмен реверансами ;)) С компанией близких друзей мы практикуем скетч-гедонизм: отдаем должное заведению, в которое пришли, наслаждаемся едой, напитками, делимся своими впечатлениями и скетчами в социальных сетях. Всем хорошо: читателям всегда любопытно, где найти такую особенную ручку, блокнот и интересный интерьер, — и они получают ответ на свой вопрос 🙂 А заведениям интересна новая аудитория и регулярные поклонники.
Скетчер часто выступает в роли популяризатора.
У тебе популярний інстраграм, який нещодавно змінив назву на sketch_a_way, а починався з травел-фото. Зараз мандрами та фото нікого не здивуєш, їх не так цікаво що робити, що роздивлятися, ніж раніше. Нам потрібні інші засоби взаємодії зі Всесвітом, розкажи про свій шлях?
Инстаграм начинался безыдейно с середины пьесы 🙂 Я много переезжала или жила на несколько городов параллельно, гораздо больше, чем путешествовала в плане туризма. Сменила 8 городов на территории Украины (раз уж сообщество посвящено нашей родной географии, поделюсь такой статистикой), в 6 из них жила от полутора лет и более. Пустых страниц для прописки в паспорте больше нет :))
Правда, все города были крупные туристические и культурные центры, вероятно, поэтому мои паблики в Интернете производят впечатление перманентного тревела 🙂
Публиковать в инстаграм я начала фрагменты жизни начиная с 2014 года. Впечатления, открытия, наблюдения. Скетчи заполняли паузы в дороге: ждешь транспорт, клиента в кафе, релаксируешь между встречами, задачами на день, отдыхаешь в выходной. Аппетит приходит в процессе — блокнот стал жить в сумке почти всегда. Коллекция скетчей росла.
Я не могу сказать, что, когда делаю снимок и нажимаю на кнопку в камере, делаю это бестолково и не думая, но все же создание рисунков про Мир — процесс еще более осмысленный и ресурсозатратный, чем фото. От этого и в разы более интересный. Для того кто такую склонность или страсть имеет, во всяком случае, — высказываться через перо и бумагу.
Вспомните этноэкспедиции Лебедева, когда каждый член команды ведет дневник поездки в своем духе: один стихи пишет об увиденном, другой кухню исследует, третий видео снимает, четвертый рисует, и т. д. У каждого человека есть какой-то свой «сильный канал», через который ему удобней мир «переваривать».
Я про свой канал знаю давно, и в какой-то момент решила им не пренебрегать 🙂
Які в тебе улюблені місця, сюжети, матеріали для малювання під час подорожі?
В повседневной жизни я не ищу, куда пойти ради скетча, я просто беру блокнот с собою в жизнь— туда, куда направляюсь провести время с друзьями, семьей, в одиночку. И в путешествия, конечно, т. к. это такие отрезки жизни, когда впечатления валят на тебя с неистовой силой.
Относительно сюжетов проще сразу сказать, что я не люблю: пасторальные пейзажи, где только земля, вода, деревья, линия горизонта или, еще чего доброго, закат 🙂 Я люблю рисовать техногенную среду, рукотворную и человека в ней. Я так полагаю, мой мозг уже просто не мыслит мира без пересекающихся под прямым углом линий)) То есть на природе, скорей всего, я буду просто отдыхать, глядя вдаль, или искать свой интерес в мелких бионических формах: рисовать цветок, шишку, фактуру, замысловатый ствол дерева и т. п. Но только не пейзаж с лебедями, это вряд ли.
Мой базовый набор инструментов — черная шариковая ручка и несколько линеров разной толщины. Белый маркер, если хочется более громкого контраста. Иногда в качестве акцентов может появиться акварель или фломастеры, но я больше график, не живописец. Появление цвета в моих работах — это крайний случай, бонус, если успеется, но совсем не обязательный пункт.
Бумага любая, блокнот. Больше всего из бумаги в ходу у меня крафт — такая коричневая, упаковочная, в которую раньше и продукты в гастрономе заворачивали, и пакетики в закусочных, типа Макдональдса, дают на вынос. Я люблю ее за приятный теплый чайный цвет, цвет сепии и ощущение чего-то не из современности. В ней есть романтика, ностальгия и одновременно это треш, мусор, который не стоит практически ничего. Рисование на ней может быть окультуренным перефразом утверждения: если ты правда художник, то и на туалетной бумаге рисовать сможешь, и на салфетках. На салфетках рисую тоже, пожалуйста. Наверно, где-то в душе мне нужен хотя бы символический протест против нарастающего потребительства современного мира.
Що обов’язково треба знати, уміти, мати на увазі тому, хто лише мріє поки що про швидке малювання в подорожі?
Уметь быть открытым в меру своего темперамента (сказал интроверт с тридцатилетним стажем). Открытость рождает внимательность: к окружению, к людям, к себе, в конце концов. Умение присматриваться и прислушиваться.
Урбанскетчинг — это рассказывание историй в картинках. Рассказывать можно на разных языках: русском, болгарском, удмуртском… Много в мире сложных, непонятных, незнакомых языков, а в рисовании их еще больше — у каждого художника свой.
Нужно это понимать и быть готовым, что тебя поймут не все, но это абсолютно не повод свою историю не рассказывать и лишать себя шанса и удовольствия встретить кого-то на похожей волне.
При желании язык, как и голос, можно тренировать, оттачивать — графические сольфеджио, распевки, тренировки, сегодня частушку спели, завтра оперу смогли. А может так и остались поклонником только частушек, но научились их петь так, что закачаешься!
Якщо б існував путівник для скетчера, що б у ньому обов’язково було?
Первым пунктом в путеводителе любого скетчера должен быть его дом — родной город. Человек, который не может рассмотреть красоту и не находит, что рассказать о месте, где он проводит большую часть жизни, и из путешествия привозит довольно «истертые сюжеты» — виды, которые намозолили глаза с почтовых карточек и популярных страниц в Интернете.
Вот из этой обязательной точки на карте уже и можно нарезать круги любого диаметра, докуда ноги дотянутся, делая свою жизнь интересней и свой внутренний опыт богаче 🙂 А урбанскетчинг — это не про поиск экзотики где-то далеко, это про внимательность каждый день, где бы ты ни был.