fbpx

Музейная эволюция: от Запорожья до Лейдена

Так получилось, что в постсоветском пространстве самой важной функцией музеев по сей день считается документирование. В самом суровом и беспощадном смысле. Вот документ / предмет – вот он лежит – вот номер – вот вы его видите, что вам еще надо-то?

А нам надо. Даже тем, кто последний раз был в музее в пятом классе и зарекся. Их судьба потом могла занести в какой-нибудь Мыстецький Арсенал, где вся картина мира рушится в раз. Выясняется, в современном мире про историю и искусство можно рассказать не скучно. Не в лоб. Играя. Вовлекая посетителя в процесс, делая его участником истории, пробуждая интерес, давая повод не быть сторонним наблюдателем. Или хотя бы просто не устать, не убежать через 15 минут от переполняющих эмоций. Оказывается, так тоже можно.

Современная цивилизация подкрадывается к украинским музеям всё заметнее. Ночи музеев в 2017 году, например, прошли в десятках городов Украины и буквально за год мероприятия стремительно эволюционировали если не в плане составляющих программы, то в плане логистики. Продажа билетов заранее и на строго обозначенное время – огромный шаг вперед. Музейные квесты. Инстаграмы и ютуб-каналы. Котики. Пандусы. Мобильные приложения. Интерактивность как норма.

Т.е., прогресс не остановить. И хорошенько подумав, я решила начать писать музейный блог в UA-TRAVELS чаще, чем раз в пол года (2016 год: часть 1, часть 2). Например, раз в месяц-два. Рассказывать и показывать, куда может привести эволюция музееведения, благо #oneweekonemuseum – это уже традиция.

Сегодня же – просто о двух музеях, произведших самое мощное впечатление этой весной. Один – Украина, Запорожье. Другой – Голландия, город Лейден. Между ними – огромная эволюционная пропасть, но значительно меньшая, чем между этим запорожским музеем и областным краеведческим в этом же городе, сохранившем традиции 40-летней давности. В общем, смотрите.

Музей техники «Фаэтон». Украина, Запорожье

 Адрес: Запорожье, ул. Выборгская, 8. 47.875666, 35.125565
Время работы музея: ЕЖЕДНЕВНО 9:00 — 17:00 ч. (предпочтительное время посещения до 17 ч.)
Стоимость билетов: взрослый   —  50 грн.,  детский     —   30 грн.

Пример на поверхности, так сказать. Частная коллекция, выросшая во что-то большее: так начинались большинство краеведческих и исторических музеев, века этак с XVIII. В наши дни это может стать вот таким музеем. И нет смысла упоминать “большую коллекцию” или “уникальные предметы” – у нас в стране масса музеев с богатейшими коллекциями из уникальных предметов. А хороших современных музеев – единицы.

О позитивных отличиях от музеев государственных / оставшихся на предыдущих ступенях развития:

  1. Сайт, соцсети, партнеры. Наконец можно сказать, что это есть уже у многих музеев, но уровень сильно отличается. На сайте “Фаэтона” легко ориентироваться, его страницы информативны и интересны. И музей знает про Тripadvisor, ура!
  2. В музее можно фотографировать. Это не только не запрещено, это поощряется, это не стоит дополнительных денег. Здесь есть фотозона в ретро-автомобиле!
  3. В музее можно купить воду и перекус. Здесь нет специальной зоны или кофейни (как, например, в подобном музее в Днепре), но есть возможность приобрести напитки, мороженое, снеки, что бывает крайне важно, когда музей большой, идти в магазин далеко / не удобно, а возможность подкрепиться необходима.
  4. Здесь есть места для отдыха. Не в каждом зале, но в достаточном объеме и доступе. Кроме того, никто не сделает замечания, если ребенок / взрослый присядет хоть на ступеньки, хоть на пол, чтобы отдохнуть, подольше посмотреть на интересные вещи, сделать зарисовку, записать что-то, отправить фото в соцсеть.
  5. Здесь нет навязчивых смотрителей с “синдромом вахтера”. На самом деле, тут вообще нет смотрителей, залы просматриваются видео-камерами. Нет, это не так уж и дорого, более того – практически во всех государственных крупных музеях уже есть, но злобных бабушек это не отменяет. Там, где для них есть ставки. Тут – нет. Всё работает.
  6. Сувенирный и подарочный магазин. Про него часто забывают, а зря.

Заметим: здесь не идет речь о каких-то сложных действиях, требующих значительных финансовых вложений, системных изменений и переламывания закоснелой системы Управления культуры. Большая часть отличий лежит в плоскости доброй воли, доверия, человеческого отношения. И восприятия мира руководством музея, конечно. Без этого никак.

 

DSC_7080_1

DSC_7025_1

DSC_7028_1

DSC_7029_1

DSC_7034_1

DSC_7049_1

DSC_7055_1

DSC_7056_1

DSC_7063_1

DSC_7068_1

Museum Volkenkunde / Музей этнологии, Голландия, Лейден

 Адрес: Steenstraat 1, Leiden
Время работы музея: ЕЖЕДНЕВНО 10:00 — 17:00, выходной – ПН
Стоимость билетов: взрослый   —  14 евро.,  детский     —   6 евро.

Музей достоин отдельного посещения даже для тех, кто в целом абсолютно не интересуется этнологией (наукой, изучающей цивилизацию, прогресс и этнические процессы). Впрочем, большая часть наших сограждан знает в лучшем случае про украинскую этнографию или народоведение, которые делают больший упор на изучение культуры сформированных этносов. Так вот, в этнологический музей может прийти абсолютно любой и часами ходить по залам, рассматривая, как всё здесь устроено. Устроено, собственно, довольно просто. В отдельности практически все примененные тут приемы я видела в самых различных музеях мира. Но в таком объеме и с таким пониманием что для чего делается – столкнулась, пожалуй, впервые. И была настолько потрясена, что даже не снимала ничего Большой Черной Камерой, хотя, конечно, это можно было делать.

  1. Онлайн-билеты и музейная карта. То, чего у нас нет и близко, либо что существует и работает не для людей. Музейная карта в Голландии стоит 60 евро. Но! Она действует в течении года и включает в себя возможность посещения нескольких сотен музеев по всей стране! См. выше цену одного билета и осознайте, насколько это выгодно даже туристу, приехавшему дней на 10 и заглядывающему 4-5 музеев без очереди (а очереди в некоторым голландских музеях по-настоящему мировые).
  1. Аудио-гиды и бесплатный вай-фай по всей территории. Это настолько привычная норма, что я вернулась дописать пункт, зайдя намного дальше. Тем не менее, он так же очевиден, как пандусы и удобные уборные для людей с ограниченными возможностями.
  1. Мультимедийность. С одной стороны, нам знаком этот подход знакомства с материалами с детства, даже в советским музеях время от времени встречались диорамы, звуковые записи и даааже какие-то предметы, которые включались время экскурсии и собирали, конечно, максимум внимания. Вроде макета станции с движущимися вагончиками или зажигающимся светом в окнах картонных домов. Так вот, всё, что вы могли придумать в современном мире и внедрить в экспозицию – случилось в лейденском этнологическом. Звук, свет, видео, движения, записи – да. Ну может запахов и прикосновений еще не внедрили, недоработочка! И, конечно, можно потрогать руками всё, к чему вы можете прикоснуться. Всё очень просто: если по какой-то причине прикасаться к предмету не желательно, вы не сможете это сделать физически. Остальное не запрещено. Бери и трогай.
  1. Интерактивность. Это про обучение через действие и взаимодействие, если кто не помнили или не догадывался, что в музее так тоже можно. И не только, не только детям! Вообще ориентированность музея на аудиторию средней школы – тоже мощный и суровый советский пережиток. Особенно в той форме, в которой он у нас существует. Когда с одной стороны музей – это такое место, куда детей посылают «узнать побольше» (с). С другой – детям там невыносимо скучно, потому что запретов и ограничений  больше, чем всего остального. Так вот, в описанном музее взаимодействовать можно абсолютно, подчеркиваю, совершенно с каждым предметом! И вы сами можете выбрать уровень этого взаимодействия. Просто взглянуть, проходя мимо – ну это везде можно, да? А вот рассмотреть получше что-то в витрине как? А для этого перед каждой витриной – экран. В нем даже слабовидящий может по расположению силуэтов найти предмет из витрины, кликнуть на него и получить название, краткую справку, развернутую справку, приближенное изображение на выбор. Разумеется, есть выбор языка: голландский или английский.
  1. Музейный паспорт. Имеет отношение к предыдущему пункту, к гиду, к квестам, к обучению, к уникальным сувенирам – всё вместе. В каждом зале стойка и пачка бесплатных красивых листовок с вопросами разных уровней. Выбираешь правильные ответы, нажимаешь на стойке нужные цифры – на листовку ставится уникальный штамп. Это прекрасно и как индивидуальное развлечение, и как соревнование. Для посетителей самых разных возрастов.
  2. Возможность отдохнуть и присесть, и смотреть экспозицию, и слушать аудио, и смотреть ролики и… просто сидеть! Везде! Всегда! В каждом зале. Диваны в зале медитаций со статуями Будд и характерной музыкой как апогей идеи «всё для того, чтобы ты остался с нами дольше».
  1. Кафетерий. Чай-кофе-соки, сладости, несколько хороших бутербродов и салатов. Возможность сидеть компанией за большим столом или парой за маленьким. Или спрятаться в кресле. Или разлечься на диване, да-да. Комната, где дети побегают и сбросят эмоции в активную игру. Зал, где можно почитать книгу или журнал из огромного шкафа.
  1. Магазин с сувенирами и книгами. И снова маленькое и важное отличие от аналогичных мест в других музеях: качество подбора товаров. Очень много вещей не из китайского ширпотреба и имеющих прямое отношение к музею. И очень много не пылесборников, а вещей, которые имеют практическое применение!

Вот это видео с официального канала музея – про японский зал. Один и нескольких десятков залов. Оцените:

Закончить этот рассказ я могу только волевым усилием и пообещав, что музейному блогу – быть! И самое главное – блогу важны читатели и общение с ними. По-этому – жду ваших комментариев, замечаний, впечатлений и предложений. До новых интересных встреч!

Залишити відповідь